Таким образом, фашизм представляет собой как бы некоторого рода реакцию на структурный и конъюнктурный кризис, потрясающий европейское капиталистическое общество в период между двумя войнами. Но о какого рода реакции идет речь? Имеется ли в виду восстание средних классов, доведенных до отчаяния «революционными угрозами» и своей собственной пролетаризацией?
Или же, наоборот, речь идет о реакции, отвечающей целям монополистического капитала (поддерживаемого аграриями, играющими разную по значимости роль во всех странах, где фашисты приходят к власти), его стремлению приспособиться к новым реалиям, соответствующим данному этапу развития государственно-монополистического капитализма? Вопрос этот и поныне продолжает быть предметом спора. Практика фашистских партий, находящихся у власти, дает на него частичный ответ.
Но тут следует задать себе еще один вопрос, с тем чтобы попытаться определить, кто же, по сути дела, может быть заинтересован в программе, идеологической тематике и практических действиях фашистов, что же такое представляют собой эти партии, какие цели они ставят перед собой, каковы их действия до захвата власти? Для того чтобы познать явление и его воздействие на общество, важно приступить к изучению каждого из его компонентов, начиная с отправной точки, его истоков, и вскрыть его внутреннюю логику, стараясь при этом не ограничиваться одними лишь идеологическими или программными углами зрения, а исследовать одновременно с этими двумя аспектами организацию и практическую деятельность партий, ибо именно посредством организации и практической деятельности они входят в непосредственный контакт с жизнью общества, составной частью которого они становятся.
Никаких иных целей это эссе перед собой не ставит. Таким образом, круг проблем нами строго ограничен: путем исследования программ, идеологии и практики каждого из основных фашистских течений — итальянского фашизма, германского нацизма и испанского фалангизма — попытаться определить их классовое содержание, что позволит лучше понять, почему и как они пришли к власти.
И наконец, мне представляются важными два методологических замечания.
Я сознательно исключил какое бы то ни было экстраполирование на события современности. Фашистские движения в тех классических формах, какие они приняли, возникли и прошли свой путь развития в специфических исторических условиях, общие рамки которых я очень бегло набросал. Тема эта сложна сама по себе, и опасность впасть в упрощенчество, говоря о периоде между двумя войнами, достаточно велика, чтобы дополнительно увеличивать риск внесения путаницы аналогиями, справедливость которых следовало бы сначала доказать.