Немецкая политика

Таким образом, фашизм представляет собой как бы некоторого рода реакцию на структурный и конъюнктурный кризис, потрясающий европейское капиталистическое общество в период между двумя войнами. Но о какого рода реакции идет речь? Имеется ли в виду восстание средних классов, доведенных до отчаяния «революционными угрозами» и своей собственной пролетаризацией?

Или же, наоборот, речь идет о реакции, отвечающей целям монополистического капитала (поддерживаемого аграриями, играющими разную по значимости роль во всех странах, где фашисты приходят к власти), его стремлению приспособиться к новым реалиям, соответствующим данному этапу развития государственно-монополистического капитализма? Вопрос этот и поныне продолжает быть предметом спора. Практика фашистских партий, находящихся у власти, дает на него частичный ответ.

Но тут следует задать себе еще один вопрос, с тем чтобы попытаться определить, кто же, по сути дела, может быть заинтересован в программе, идеологической тематике и практических действиях фашистов, что же такое представляют собой эти партии, какие цели они ставят перед собой, каковы их действия до захвата власти? Для того чтобы познать явление и его воздействие на общество, важно приступить к изучению каждого из его компонентов, начиная с отправной точки, его истоков, и вскрыть его внутреннюю логику, стараясь при этом не ограничиваться одними лишь идеологическими или программными углами зрения, а исследовать одновременно с этими двумя аспектами организацию и практическую деятельность партий, ибо именно посредством организации и практической деятельности они входят в непосредственный контакт с жизнью общества, составной частью которого они становятся.

Никаких иных целей это эссе перед собой не ставит. Таким образом, круг проблем нами строго ограничен: путем исследования программ, идеологии и практики каждого из основных фашистских течений — итальянского фашизма, германского нацизма и испанского фалангизма — попытаться определить их классовое содержание, что позволит лучше понять, почему и как они пришли к власти.

И наконец, мне представляются важными два методологических замечания.
Я сознательно исключил какое бы то ни было экстраполирование на события современности. Фашистские движения в тех классических формах, какие они приняли, возникли и прошли свой путь развития в специфических исторических условиях, общие рамки которых я очень бегло набросал. Тема эта сложна сама по себе, и опасность впасть в упрощенчество, говоря о периоде между двумя войнами, достаточно велика, чтобы дополнительно увеличивать риск внесения путаницы аналогиями, справедливость которых следовало бы сначала доказать.

Падение стеклянного занавеса

Крупнейшие сотовые ритейлеры начали открывать салоны без витрин. Они рассчитывают на увеличение продаж. Но если для МТС и "Евросети&q...